Переход из начального звена в среднее важный этап в жизни ребенка.
I. Особенности возраста:
— подростковый возраст;
— постепенное обретение чувства взросления;
— проявление негативизма;
— возможные конфликты со взрослыми;
— эмоциональная нестабильность;
-пытается найти свою уникальность и собственное «Я»;
— замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность
общения;
— развитие способностей и мотивация зависят от ситуации успеха;
— возраст нарциссов.
II.Условия успешной адаптации:
— интеллектуальная готовность;
— умение общаться со сверстниками и учителями;
-соблюдение школьных правил;
-умение ориентироваться в новых ситуациях;
— эмоциональная гибкость;
— контроль и понимание родителей.
III. Трудности адаптационного периода
- возросший темп работы: дети не успевают быстро писать;
- возросший объем работы на уроках и дома;
- новые учителя и требования к оформлению работ;
- необходимо самостоятельно находить; дополнительную информацию и работать с ней;
- новое расписание и новые кабинеты;
- трудности со старшеклассниками.
IV. Некоторые проблемы пятиклассников
- невнимателен, рассеян, забывчив;
- неусидчив во время занятий;
- с трудом понимает объяснения учителя;
- не запоминает инструкцию учителя.
- испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний;
- часто меняет друзей и бывает одинок.
V. Признаки дезадаптации
- усталый, утомленный вид ребенка;
- беспокойный ночной сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое cамочувствие;
- повышенная тревожность, страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
- жалобы на те или иные события, связанные со школой;
- стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
VI. Как помочь ребенку?
• безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он может столкнуться;
• создание условий для развития самостоятельности (дом. обязанности); • спланировать свободное время ребенка;
• Просто любить его!
• ненавязчивый контроль со стороны родителей;
• создание ситуации успеха;
• возможность обсудить свои школьные дела, отношения со сверстниками в семье;
• возможность общения с одноклассниками вне школы.